Глобальная проблема кислотных осадков - Средства противодействия
Проблемы цивилизации
27.05.2015 15:53

 

В качестве средства противодействия кислотным осадкам во многих регионах Европы (там, где это разрешено национальными законодательствами) предпринимаются попытки их нейтрализации известью. Для этого большие количества этого вещества рассыпаются с вертолёта. Известь обеспечивает поверхностную защиту благодаря тому, что вступает в реакцию с кислотными осадками. Однако её защитное действие распространяется только на природные грунты, но не на здания. А неэффективность извести в качестве средства защиты построек ведёт лишь к увеличению расходов на их эксплуатацию. Более того, непреднамеренный выброс в атмосферу известковой пыли заводами по производству извести или цемента (что возможно при отсутствии качественной системы пылеулавливания) может в экстремальных случаях провоцировать обратное явление – формирование щелочных осадков. Кстати, аналогичный эффект также может возникать при попадании в воздух больших количеств золы или других щелочных пылевидных материалов, например, вследствие обширных лесных пожаров или извержения вулканов.

Поэтому в 1980-е годы произошёл переход от использования извести (как средства борьбы с последствиями) к десульфурированию дымовых газов (как средству устранения причины формирования кислотных осадков). При этом из дымовых газов удаляется двуокись серы, которая затем чаще всего преобразуется в сульфат кальция (гипс; CaSO4). Этот материал может использоваться дальше или утилизироваться. Однако метод десульфурирования неприменим к отработавшим газам двигателей внутреннего сгорания моторных транспортных средств (автомобилей, самолётов и др.). Поэтому применительно к двигателям внутреннего сгорания используются специальные методы удаления серы из моторных топлив (т.е. бензина, дизельного топлива, керосина и природного газа), что уже позволило, по меньшей мере в промышленно развитых странах, значительно сократить выброс в атмосферу двуокиси серы. Согласно расчётам ожидаемого закисления внешней среды, проведённым учёными Института мирового лесного хозяйства (нем.: Institut für Weltforstwirtschaft) из немецкого Гамбурга, уже начиная с 2020 года прекратится (лишь за редкими локальными исключениями) превышение предельных норм содержания SO2 в атмосфере, установленных Международной программой сотрудничества в сфере определения и мониторинга воздействий веществ, загрязняющих воздух в экосистемах лесов (англ.: ICP Forests).

Значительно сложнее обстоят дела с удалением из воздуха окислов азота. Дело в том, что, начиная с определённой температуры, эти газы образуются при любых процессах горения, если только они протекают не в идеальной, безазотистой атмосфере. Однако создание таких идеальных условий требует больших затрат, так как содержание азота в атмосфере Земли достигает 78,09 %. Поэтому окислы азота следует удалять из отработавших газов двигателей внутреннего сгорания, что и происходит, правда, не на 100 %, в автомобильных каталитических нейтрализаторах ОГ. При этом попадающие в атмосферу остаточные окислы азота в сочетании с солнечным ультрафиолетовым излучением являются главной причиной образования припочвенного озона, который губителен для растений. Следовательно, необходимо либо использовать другие каталитические нейтрализаторы отработавших газов, либо отказаться от ДВС и использовать вместо них, например, электрические двигатели.



 
Что вы думаете о научно-техническом прогрессе?