Проблема безопасности воздушных полётов
Проблемы цивилизации
23.06.2017 13:48

Уровень смертности при авиаперелетах в 1983-2001 гг.

Самолёт по праву считается самым безопасным видом транспорта. Согласно статистическим данным, показатель смертности при авиаперевозках составляет 0,23 % на 1 миллион полётов.

Несколько фактов о безопасности полетов

– 2014 год считается самым неблагоприятным в плане авиакатастроф за всю историю гражданской авиации, правда, только по абсолютному числу жертв. В тот год во всех крушениях самолётов погибло в общей сложности 970 человек.

– 3 авиакатастрофы 2014 года, в которых погибло наибольшее число людей, произошли с самолётами малазийских авиакомпаний.

– По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (англ.: IATA), в 2014 году во всём мире было перевезено около 3,3 миллиардов авиапассажиров.

– Крупнейшая в Европе авиакатастрофа произошла 27 марта 1977 года, но не в воздухе, а на земле. В аэропорту Лос-Родеос на Канарских островах шедший на взлёт самолёт авиаперевозчика KLM столкнулся со стоявшим на рулёжной дорожке лайнером авиакомпании Pan American. Погибло 583 человека.

– Одной из самых трагических авиакатастроф считается крушение самолёта Малазийских авиалиний (англ.: Malaysia Airlines), выполнявшего рейс MH17 Амстердам - Куала-Лумпур. Предполагается, что борт был сбит над зоной боевых действий на Юго-Востоке Украины вследствие попадания в него ракеты. В результате крушения погибло 298 человек, включая множество детей.

– Смертельные авиакатастрофы реже случаются с лайнерами крупных авиакомпаний. Более высокие показатели смертности свойственны самолётам меньшего размера, принадлежащим региональным авиаперевозчикам, которые к тому же чаще всего базируются за пределами Европы и Америки.

– Мировой рынок авиаперевозок продолжает расти. По оценкам IATA, к 2035 году ежегодный объём пассажирских авиаперевозок может достигнуть приблизительно 7,3 миллиардов человек, то есть вырасти больше чем в 2 раза по сравнению с 2014 годом.

– Согласно утверждению IATA, человек, даже каждый день совершающий по одному авиаперелёту, рискует попасть в авиакатастрофу не раньше чем через 14 тысяч лет.

Глобальные улучшения в области безопасности полётов

В последние годы воздушные полёты становились всё более безопасными. Так, с чисто статистической точки зрения, вероятность разбиться насмерть на велосипеде в 85 раз превышает вероятность гибели в авиакатастрофе. Даже вероятность смерти от удара молнии в 2,7 раза выше.

В целом число жертв авиакатастроф за последние десятилетия резко сократилось: если в 1960-е годы оно достигало 133 погибших на 100 миллионов авиапассажиров, то после 2001 года этот показатель составляет уже менее 2 погибших на 100 миллионов пассажиров.

Безопасность воздушных полётов существенно возросла благодаря новым технологиям и системам навигации, а также усовершенствованиям авиационных двигателей и конструктивным новшествам, таким как безотказные компоненты и электродистанционная система управления летательным аппаратом, обеспечивающая электронную передачу команд управления посредством датчиков.

Уровень безопасности полётов в разных регионах мира

Если Северная Америка и Европа занимают первое место по балансу безопасности воздушного сообщения, то Африка – последнее. Так, согласно результатам глобального исследования, в 2012 году 88 % всех случаев гибели на авиатранспорте пришлось на Африку (45 %) и Азию (43 %). Существенной причиной этого являются устаревший парк самолётов, а также более низкий уровень безопасности и подготовки пилотов.

В этом исследовании также приводятся цифры, показывающие вероятность крушения на наиболее опасных этапах полёта. Согласно представленным данным, большинство катастроф происходит во время снижения и посадки самолёта (57 %); при взлёте число крушений составляет 24 %, и лишь 9 % – во время полёта на крейсерской высоте.

Основные причины авиакатастроф

Главной причиной авиакатастроф является человеческий фактор (70 %), а его решающим компонентом – усталость пилотов.

При этом международная страховая компания Allianz Global Corporate & Specialty (AGCS), специализирующаяся на страховании высоких рисков, полагает, что «целый ряд прецедентов» указывает на то, что пилоты, «возможно, слишком полагаются на имеющуюся в кокпите самолёта автоматику».

Важна их непрерывная тренировка с использованием автоматики и без неё. Пилоты должны чаще летать без использования автоматики, чтобы уметь управлять самолётом даже в случае её отказа, чтобы тем самым уберечь лайнер от крушения.

Новые угрозы безопасности полётов

Несмотря на общее улучшение ситуации, появились и новые угрозы, обусловленные, например, растущей зависимостью безопасности полётов от степени автоматизации процессов и от климатических изменений.

– В связи с широко распространённым использованием бортовых сетей передачи данных, а также компьютерных и навигационных систем самолёты нового поколения подвержены большому риску совершения кибератак. При этом риски кибератак и нарушения конфиденциальности информации считаются постоянно растущими.

– Ещё одной угрозой для безопасности воздушных полётов является изменение климата. Так, сочетание глобального потепления, тёплых и холодных атмосферных фронтов, штормов и выброса в атмосферу вредных веществ всё большим числом самолётов может приводить к возникновению турбулентностей, которые в свою очередь способны причинить лайнеру различные повреждения. Вероятность возникновения таких турбулентностей над Северной Атлантикой, где ежедневно пролетает около 600 реактивных самолётов, в будущем может максимально вырасти на 170 %.

 
Что вы думаете о научно-техническом прогрессе?