Проблема безопасности мореплавания
Проблемы цивилизации
17.08.2018 19:34

Общие потери грузовых судов в мире в 2006-2015 гг.

Знаменитый «Титаник» считался непотопляемым, но в 1912 году всё же затонул. Эта трагедия стала поучительным опытом для всего человечества: абсолютной безопасности мореплавания, как и абсолютно непотопляемых кораблей, скорее всего, не будет никогда.

Тем не менее, за прошедшие сто лет конструкторы морских судов достигли огромного прогресса. Корабли стали небывало большими и грузоподъёмными. При этом инженеры всего мира изо всех сил работают над обеспечением их должной безопасности.

Означает ли постоянное увеличение скорости движения и размеров морских судов также повышение их безопасности?

Современные судостроители часто хвалятся тем, что в наши дни самые большие круизные лайнеры способны подобно «морским оазисам» принимать на борт более 7 с половиной тысяч человек, а самые мощные грузовые суда могут перевозить свыше 14 тысяч контейнеров.

Инженеры судостроительных предприятий напряжённо работают над созданием кораблей всё больших размеров. К примеру, только гребной винт одного из крупнейших в мире контейнеровозов, судна «Emma Mærsk», весит 135 тонн. При этом самые большие морские паромы перевозят уже по 3 тысячи пассажиров и более 1 тысячи автомобилей. А для того, чтобы пассажирам не пришлось скучать во время поездки, на их борту предусмотрены торговый центр и даже плавательный бассейн.

Одним словом, что касается размеров судов, то возможности судостроителей, похоже, ничем не ограничены. Судя по всему, их стремление к рекордам неутолимо, однако насколько безопасны создаваемые ими морские гиганты?

При проектировании судна наибольшие требования предъявляются к его остойчивости при сильном волнении моря, ведь в случае опрокидывания гигантского океанского лайнера или разлома его корпуса под действием шторма или волн не смогут помочь даже спасатели, вооружённые самым современным оборудованием.

Массовая эвакуация в открытом море

После кораблекрушения самым надёжным средством для выживания на воде по-прежнему остаётся спасательная шлюпка.

Современные спасательные шлюпки, как правило, имеют закрытую конструкцию, снабжены двигателем и оснащены запасом питьевой воды, лекарств и провианта. Однако во время шторма вариант спасения на шлюпках может таить в себе опасность. Дело в том, что спасательные шлюпки с жёстким корпусом рискуют разбиться о борт терпящего бедствие судна. Кроме того, может оказаться вообще невозможным их спуск на воду.

Альтернативой шлюпкам являются надувные спасательные плоты, сбрасываемые в воду командой корабля и надувающиеся в течение одной минуты. Они способны обеспечить эвакуацию до 150 человек. Эти спасательные средства соединяются с судном посредством разного рода эвакуационных рукавов. Пассажир всего за несколько секунд скатывается по такому рукаву в спасательный плот. При этом эвакуационный рукав автоматически затормаживает пассажира, максимально снижая риск получения им травм.

Спасательные шлюпки и плоты входят в стандартную оснастку современных круизных лайнеров. Однако цель кораблестроителей состоит в том, чтобы когда-нибудь создать спасательные системы, с помощью которых можно будет в случае катастрофы даже при сильном волнении за кратчайшее время эвакуировать с борта круизного судна тысячи пассажиров.

Спасательные шлюпки свободного падения

Шлюпки свободного падения обеспечивают безопасное приводнение с 40-метровой высоты. Внешне такие шлюпки напоминают оранжевые подводные лодки. Они соскальзывают с борта судна по металлическим направляющим и после свободного падения под углом 45 градусов на несколько секунд погружаются в воду, а затем всплывают на поверхность. Они применяются главным образом на торговых судах как быстрое спасательное средство для членов экипажа.

Спасательные шлюпки свободного падения для больших пассажирских судов существуют пока только в планах. Речь идёт о высокотехнологичных спасательных капсулах вместимостью до 300 человек, которые можно было бы использовать на круизных теплоходах. Однако пока ни одна судоходная компания не готова оснастить ими свои пассажирские корабли. Поэтому шансы людей на спасение в открытом море невелики.

Пассажир просто прыгает или падает в воду. Чтобы добраться до него и вытащить его из воды, спасателям на лодке или вертолёте теоретически может потребоваться всего несколько минут, но так бывает только на экране телевизора. В действительности же всё выглядит иначе. Вероятность того, что находящийся в открытом море человек будет поднят из воды живым, составляет всего 10 процентов. В то же время при наличии даже лёгкого волнения моря вряд ли хоть один капитан корабля возьмёт на себя ответственность и рискнёт спустить на воду дежурную шлюпку, так как это будет угрожать жизни экипажа судна. Оказавшись в ледяной морской воде в случае разрушения шлюпки, человек замёрзнет насмерть всего за несколько минут, и в этой ситуации едва ли останется время на то, чтобы дожидаться прибытия оперативных сил спасения с суши или подхода другого судна/шлюпки.

Новая техника, способная спасти жизнь

Технические устройства, решающие проблему спасения людей в случае кораблекрушения, внешне немного напоминают гигантский перевёрнутый зонт или рыболовную сеть из стали. Они называются «спасательными звёздами», «морскими подъёмниками» или «кальмарами». Команда спасателей была бы в состоянии применить их даже в штормовых условиях для преодоления высоких бортов спасательного судна. «Спасательная звезда» подобно рыболовной сети поднимает терпящего бедствие человека из воды на палубу корабля.

Преимущество этого метода состоит в том, что пострадавший лежит на сети в отличие от эвакуации с помощью вертолёта, при которой терпящих бедствие часто поднимают из воды в вертикальном положении, что подвергает большой нагрузке их систему кровообращения и в худшем случае может привести к гибели.

Как бы то ни было, судоходные компании оснащают свои суда такими спасательными системами пока лишь в добровольном порядке. Но, возможно, уже в 2018 году они станут обязательными для каждого вновь построенного морского судна, хотя подобные новшества могут стать общемировым стандартом лишь в том случае, когда Международная морская организация (англ.: IMO) добьётся ввода в действие соответствующих правил.

Сложность обеспечения глобальной безопасности на морских судах

На каждом корабле имеется достаточное количество спасательных шлюпок для спасения всех пассажиров, находящихся на его борту. После катастрофы с «Титаником» их наличие стало обязательным требованием. Однако существующие технические возможности пока недостаточны для обеспечения безопасности мореплавания. К тому же новые правила могут вступить в силу лишь при условии единства по этому вопросу всех членов Международной морской организации. Кроме того, повышение безопасности наверняка потребует существенного увеличения затрат.

Также большую угрозу для безопасности мореплавания представляет морское пиратство.

 
Что вы думаете о научно-техническом прогрессе?