Глобальная проблема морского пиратства - Способы противодействия
Проблемы цивилизации
20.07.2016 12:58

 

Решение проблемы пиратства в первом десятилетии XXI века состояло в повышении уровня безопасности.

Так, Индонезия, Малайзия, Сингапур и Таиланд объединили свои усилия по устранению морского пиратства в Юго-Восточной Азии и открытию более безопасных маршрутов торгового судоходства.

В Красном море вдоль побережья Африки и Аравийского полуострова страны Запада взяли на себя инициативу по ликвидации пиратства посредством формирования объединённых военно-морских сил: при сотрудничестве нескольких десятков стран региона и мира были сформированы 3 смешанные оперативные группы (группа № 150 (англ.: CTF-150) по обеспечению морской безопасности и борьбе с терроризмом, группа № 151 (CTF-151) по борьбе с морским пиратством и группа № 152 (CTF-152) по сотрудничеству в сфере безопасности Персидского залива).

Благодаря этим усилиям, атаки со стороны пиратов стали рекордно редкими, а моря – более безопасными.­­­

Морское пиратство – это циклическое явление, для которого характерны периоды обострения и спада. В настоящее время оно находится под контролем, однако рано или поздно неизбежно наступит следующая волна.

Сокращая в нынешней ситуации свои инвестиции в безопасность, судоходные компании и правительства способствуют восстановлению одного не так давно устранённого ими фактора – недостаточного уровня правового принуждения. Это приведёт к тому, что нападения морских пиратов рано или поздно возобновятся.

Чтобы предотвратить новую волну роста данного вида международной организованной преступности, необходимо выбрать подходящее решение из множества вариантов.

1. Первым таким решением могла бы стать испытанная и традиционная стратегия непрерывного присутствия сил безопасности/непрерывного осуществления мер безопасности в зонах повышенного риска. Однако, такое решение оказалось бы не только дорогостоящим, но и взвалило бы бремя ответственности на правительства западных государств.

Основанная на этой идее новая стратегия состоит в том, чтобы возложить груз ответственности на сами судоходные компании и заставить их совершать инвестиции в их собственные меры безопасности. Такой капиталистический подход расширил бы рынок частных охранных предприятий. Однако в погоне за прибылью судоходные компании могли бы попытаться пойти кратчайшим путём. Это позволило бы пиратам увеличить количество атак, почти всегда оканчивающихся ситуациями с захватом заложников, которые приходится решать посредством военного вмешательства.

2. Второе, более долгосрочное решение проблемы морского пиратства заключается в устранении другого фактора – плохих экономических условий. Этого можно было бы добиться за счёт прямых инвестиций в экономическое развитие региона или в развитие местных сил безопасности.

В долгосрочной перспективе стратегия прямых инвестиций могла бы принести пользу всем странам. Развитие местных сил безопасности, например, за счёт 100-процентного софинансирования, стало бы промежуточным решением, которое создало бы экономические возможности для населения соответствующего региона, в то время как задачи безопасности были бы возложены на местные правительства.

Эта вторая стратегия, возможно, оказалась бы оптимальной для таких стран, как Индонезия и Сингапур, так как они уже осуществляют инвестиции в обеспечение безопасности своих морских путей.

Однако ни одна из этих стратегий не применима в странах с коррумпированными или нестабильными правительствами, особенно в Сомали, где нет центрального правительства, и ситуацию контролируют разного рода полевые командиры.

3. Самой уникальной стратегией борьбы с морским пиратством могло бы быть использование беспилотных, или радиоуправляемых, грузовых судов. Это – недавно появившаяся концепция.

Так, в феврале 2014 года компания Rolls Royce объявила о начале разработки беспилотных грузовых судов. Преимущество их использования в морских грузоперевозках состоит в снижении энергозатрат и стоимости транспортировки груза за счёт отсутствия экипажа.

Беспилотные грузовые суда не защищены от нападений пиратов; гипотетически их тоже можно захватить и похитить, что будет зависеть от конструкции конкретного судна. К примеру, если системы двигателя будут недостаточно защищены, то пиратам, возможно, удастся остановить движение корабля.

Кроме того, создание радиоуправляемых грузовых судов сопряжено со множеством других сложностей. Как и любая другая инициатива, ведущая к структурной безработице, идея разработки кораблей-дронов столкнётся и уже столкнулась с сопротивлением со стороны множества людей, работающих на грузовых судах. Кроме того, беспилотные суда пока незаконны в соответствии с международными конвенциями, которые предписывают минимальные требования к численности экипажа судна.

Так какой же вариант противодействия морскому пиратству мог бы быть наиболее эффективным?

Наилучшим решением и в краткосрочной, и в долгосрочной перспективе, вероятно, стало бы сочетание всех этих трёх вариантов. Независимо от того, какой из них является лучшим, правительства и компании должны выбрать определённое решение и реализовать его в ближайшие годы, чтобы гарантированно предотвратить новую волну пиратских нападений.

Рост мировой экономики зависит от безопасности главных морских путей, и бездействие в этом направлении может стоить многих человеческих жизней.



 
Что вы думаете о научно-техническом прогрессе?