Бедность как глобальная проблема - Детский труд и эксплуатация
Проблемы цивилизации
15.09.2014 17:11

 

Последствия бедности столь же сложны, как и комплекс порождающих её причин. Так, борьба за выживание вынуждает многих детей в странах третьего мира вступать в кабальные трудовые отношения с работодателями. Однако в то же время труд детей в определенной степени угрожает шансам на заработок взрослых граждан. Бедность препятствует получению образования и профессиональной квалификации, обостряя тем самым дискриминацию и одновременно сдерживая развитие всего общества. Борьба за пропитание часто приводит к разрушительному истощению природных ресурсов, таких как растительность и почва. Нанесенный в результате этого ущерб окружающей среде в свою очередь лишает соответствующее население основ его существования. Бедность приводит к борьбе за ресурсы, такие как вода, пахотные земли, пастбища или полезные ископаемые, и к возникновению конфликтов и войн.

Вопиющая материальная бедность является главной причиной того, что детям приходится поддерживать свои семьи, чтобы обеспечить совместное выживание. Правда, предположение о том, что детский труд прекращается в случае роста экономики соответствующего региона, является ошибочным: наоборот, иногда он даже приобретает гигантские масштабы, что типично, например, для текстильной промышленности. При этом растет спрос на дешевую рабочую силу, и, если это происходит в регионе, в котором нет хороших школ, или их слишком мало, то родители посылают своих детей на фабрики. Международная неправительственная гуманитарная организация «Планета людей» (фр.: Terre des hommes) исходит из того, что бедность является не только причиной детского труда, но и его следствием: во многих регионах мира и отраслях экономики взрослое население является безработным, а дети вынуждены надрываться за нищенскую заработную плату. К тому же дети, которые никогда не ходили в школу, не могут стать никем, кроме как поденщиками или подсобными рабочими…

За понятием бедности скрываются следующие политические и экономические факторы, взаимодействие которых и создает замкнутый круг детского труда и эксплуатации:

– пренебрежение системой образования со стороны правительств стран третьего мира, в которых существует слишком мало школ, учителя плохо подготовлены, а плата за обучение исключает посещение школ детьми из бедных семей;

– наличие у работодателей возможности платить детям более низкую заработную плату;

– слабость или коррумпированность органов власти и полиции, которые закрывают глаза и не преследуют преступников, торгующих детьми и эксплуатирующих их труд;

– дискриминация, состоящая в том, что почти во всех обществах существуют определенные категории населения, которые считаются людьми второго сорта, поэтому девушки, представители этнических и религиозных меньшинств или беженцы особенно подвержены любой форме эксплуатации;

– распад семей и общин, насильственный или вызванный войнами, в результате чего происходит обнищание и ожесточение обществ, а одновременно разрушается любая инфраструктура (школы, больницы), и даже возникает торговля малолетними детьми, а также осуществляется эксплуатация их рабского труда;

– рост численности работающих детей и семей, находящихся на их содержании, особенно сильный в Южной Африке, где поколение родителей заражено СПИДом или уже умерло от него, в результате чего при отсутствии бабушек и дедушек или родственников, способных приютить их, таким детям приходится самостоятельно зарабатывать пропитание для себя, а также для младших братьев и сестер.



 
Что вы думаете о научно-техническом прогрессе?