Проблема ядерного разоружения
(9 Голосов)
Проблемы цивилизации
22.04.2013 14:04

 

Карта ядерных держав мира

Ядерное разоружение – это контролируемый процесс частичного или полного уничтожения арсеналов ядерного и термоядерного оружия, осуществляемый на основе двусторонних или многосторонних договоров о разоружении между ядерными державами. Ядерное разоружение может быть односторонним, двусторонним, многосторонним и всеобщим.

По данным 2011 года общие запасы ядерного и термоядерного оружия, сосредоточенного в арсеналах 9 стран мира, составляли более 20 тысяч единиц. При этом около 2 тысяч американских и российских ракет с ядерными боеголовками постоянно поддерживаются в состоянии полной боевой готовности, то есть могут быть запущены в течение всего нескольких минут. Большинство этих бомб имеет намного больший разрушительный потенциал, чем первые атомные бомбы, сброшенные на Японию в 1945 году.

Согласно оценкам некоторых западных экспертов, общая численность ядерного оружия в этот период составляла 20 530 единиц, в том числе в арсеналах следующих государств:

США: 8500,

Россия: 11 000,

Великобритания: 225,

Франция: 300,

КНР: 240,

Индия: 80-100,

Пакистан: 90-100,

Израиль: 80,

КНДР: менее 10.

Всего одна ядерная боеголовка, разорвавшаяся над большим городом, может уничтожить миллионы людей. Поскольку планы разоружения ядерных держав до сих пор приносили лишь достаточно ограниченные результаты, возрастает риск того, что завладеть этим сверхоружием могут и другие страны или даже террористы. А чем больше людей будет держать палец на красной кнопке, тем выше будет угроза для всего мира. Гарантировать нераспространение и неприменение ядерного оружия можно лишь при условии его уничтожения.

В последнее время мечта о мире без ядерного оружия овладевает умами не только простых людей, но и руководителей некоторых ядерных держав. Тем не менее, они по-прежнему тратят миллиарды долларов на модернизацию своего ядерного арсенала: деньги, которые можно было бы инвестировать, например, в здравоохранение или образование. Но по-прежнему отсутствует конкретный план уничтожения арсеналов этого смертоносного оружия.

В рамках политики «ядерного сдерживания» в Европе, осуществляемой НАТО, американское ядерное оружие размещено на территории Бельгии, Германии, Италии, Голландии и Турции. Еще 23 страны тоже рассчитывают на то, что атомные бомбы США обеспечат их безопасность.

Более 40 государств обладают собственными атомными реакторами, которые в принципе позволяют обогащать уран для ядерного оружия. В мире происходит распространение знаний в области ядерной технологии. Это повышает опасность того, что ядерную бомбу смогут разработать и другие страны.

Одновременно с этим от последствий испытаний ядерного и термоядерного оружия и расщепления урана по всему миру страдают люди, животные и растения.

Одним из важных аспектов проблемы ядерного разоружения является судьба ранее подписанных договоров о разоружении. Только тщательное изучение результатов их реализации позволит избежать спешки в вопросах разоружения, которая может привести к нарушению стабильности в мире.

Что касается контроля над ядерными вооружениями, то до сих пор в этом направлении существовали только двусторонние договоры между США и Россией. Другие страны (Белоруссия, Казахстан и Украина) являются лишь формальными участниками Договора СНВ-1 (о сокращении стратегических наступательных вооружений), или START-1, между двумя сверхдержавами, так как не имеют ядерного оружия.

Основными соглашениями между Кремлем и Белым домом являются Договор о РСМД (о ликвидации ракет средней и меньшей дальности), Договор СНВ-1 и Договор о СНП (о сокращении стратегических наступательных потенциалов). К этим документам также следует добавить односторонние инициативы 1991 года со стороны США (Дж. Буш-старший) и СССР (М. Горбачев) по глубокому сокращению тактических ядерных вооружений.

О необходимости и целесообразности сохранения в силе или продления вышеназванных договоров и инициатив можно судить по результатам их реализации.

1) Бессрочный Договор о РСМД (подписан 08.12.1987 г.) вступил в силу 01.06.1988 г. Предусмотренная в нем программа разоружения была завершена в 1991 году. СССР уничтожил 1 846, а Соединенные Штаты - 846 ракет. После этого до середины 2001 года продолжался контроль за прекращением производства ракет средней и меньшей дальности. В настоящее время обе страны ведут мониторинг соблюдения условий этого договора путем обмена уведомлениями.

Однако в рамках создания системы противоракетной обороны США осуществляют испытания, в которых применяются новые баллистические ракеты-мишени средней дальности. С формальной точки зрения, это – нарушение договора. Но американцы полагают, что производство этих ракет не имеет прямого отношения к Договору о РМСД.

2) Договор СНВ-1 (подписан 31.07.1991 г.) вступил в силу 05.12.1994 г. и был рассчитан на 15 лет.

Предусмотренное в нем сокращение стратегических вооружений до предельного уровня (не более 1600 носителей, т.е. межконтинентальных баллистических ракет наземного и подводного базирования, а также тяжелых бомбардировщиков, и не более 6000 ядерных зарядов на них) было завершено 04.12.2001 г. Оба государства выполнили условия договора и сократили свои стратегические вооружения: Россия - до 1 136 носителей и 5 518 ядерных зарядов, США - до 1 238 носителей и 5 949 ядерных зарядов.

По состоянию на 1 января 2007 года Россия имела 880 развернутых стратегических носителей и 4 162 ядерных заряда, США – 1 225 носителей и 5 866 ядерных зарядов.

Однако, благодаря тому, что Соединенные Штаты в действительно уничтожили лишь небольшую часть стратегических носителей за счет понижения числа ядерных зарядов, которые засчитываются за развернутые носители наземного и подводного базирования, они при необходимости могут за 4-6 месяцев увеличить число развернутых ядерных зарядов более чем на 3 тысячи единиц.

По результатам выборочных инспекций, осуществленных российской стороной, американской стороне был предъявлен ряд претензий по выполнению условий Договора СНВ-1 (например, испытание баллистической ракеты подводных лодок «Трайдент-2» и бесконтрольное производство ракетной ступени «Кастор-120», которая, по сути, является стратегическим носителем).

Одним словом, нарушения условий Договора СНВ-1, направлены на создание односторонних преимуществ для американского военно-промышленного комплекса.

3) Договор о СНП (подписан 24.05.2002 г.) вступил в силу 01.06.2003 г. и должен был действовать до 31.12.2012 г. Согласно этому договору Россия и США должны были снизить количество развернутых стратегических ядерных зарядов до суммарной численности 1 700 - 2 200 единиц у каждой стороны.

При этом американцы считают, что засчитываться по данному договору должны только оперативно развернутые ядерные заряды, находящиеся на межконтинентальных баллистических ракетах и баллистических ракетах подводных лодок, находящихся на боевом дежурстве. Однако в этом случае не учитываются ракеты, которые могут быть быстро приведены в боевую готовность, что снова дает преимущество США.

4) Односторонние инициативы 1991 года по сокращению тактических ядерных вооружений позволили достичь впечатляющих результатов: к концу 2001 года запасы американского и российского тактического ядерного оружия были сокращены приблизительно на 70 процентов. Кроме того, с кораблей и подводных лодок были сняты крылатые ракеты с ядерными боеголовками, являющиеся оружием большой дальности.

Таким образом, в общем и целом Россия и США выполняют или уже выполнили условия договоров о сокращении и ограничении ядерных вооружений, что является фактором международной стабильности. Но после истечения Договора СНВ-1 и Договора о СНП возникнет неопределенная ситуация, грозящая хаосом и полным прекращением контроля над ядерным оружием.

Чтобы избежать катастрофического сценария, необходимо возобновить диалог России и США по вопросам контроля над ядерными вооружениями.

Так, в марте 2007 года начались российско-американские консультации о судьбе Договора СНВ-1. При этом необходимо учитывать, что Договор СНВ-1 и Договор о СНП взаимосвязаны и регулируют правила поведения сторон в сфере стратегических ядерных вооружений. Поэтому их судьба должна решаться одновременно.

Также активно обсуждается и судьба Договора о РСМД. Некоторые из российских политиков считают, что он перестал отвечать интересам страны, и поэтому следует выйти из него в одностороннем порядке. Эта точка зрения обосновывается, например, тем, что близкие к границам России государства обладают ракетами средней и меньшей дальности, а Россия – нет.

Вопрос о целесообразности одностороннего выхода России из Договора о РСМД требует неспешного, глубокого и тщательного изучения.

Во всяком случае, необходимо сохранить режим контроля, так как наличие контроля над ядерными вооружениями однозначно лучше, чем его отсутствие, которое вскоре может наступить, если грозящему ядерному хаосу не будет противопоставлена политическая воля руководства России и США.

 

 
Что вы думаете о научно-техническом прогрессе?