Профессии XXI века - Человек и прогрессВ этом разделе речь идет о современных профессиях, появившихся в конце XX - начале XXI века и имеющих большое значение для современног/2016-05-07T16:35:30ZJoomla! 1.5 - Open Source Content Management Люди у пульта2011-11-11T12:37:37Z2011-11-11T12:37:37Z/professii-xxi-veka/liudi-u-pulta.htmlAdministratorkrayniyoptimist@yandex.ru<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Число людей у пульта быстро растет. Это и управляющие полетом летчики — сегодня самолет так начинен автоматикой, в нем столько приборов, что пилот давно превратился в оператора: надо следить за режимом работы двигателей, контролировать расход топлива, пользоваться локационной аппаратурой, отмечать время полета, держать связь с землей. Операторами стали машинисты сверхскоростных экспрессов, пользующихся сложной электронной системой наблюдения за дорогой, и даже трактористы: к примеру, в кабине трактора Т-330, кроме двух рычагов, есть еще и пульт управления с россыпью кнопок.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">И режиссера телевидения можно считать человеком у пульта. Перед ним несколько экранов, микрофоны связывают его<span> </span>с<span> </span>помощниками, осветителями, с техническими работниками, с операторами у телекамер, установленных, допустим, в концертном зале. Манипулировать всей этой аппаратурой надо быстро, многие передачи сразу же идут в эфир.</span></p><p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Число людей у пульта быстро растет. Это и управляющие полетом летчики — сегодня самолет так начинен автоматикой, в нем столько приборов, что пилот давно превратился в оператора: надо следить за режимом работы двигателей, контролировать расход топлива, пользоваться локационной аппаратурой, отмечать время полета, держать связь с землей. Операторами стали машинисты сверхскоростных экспрессов, пользующихся сложной электронной системой наблюдения за дорогой, и даже трактористы: к примеру, в кабине трактора Т-330, кроме двух рычагов, есть еще и пульт управления с россыпью кнопок.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">И режиссера телевидения можно считать человеком у пульта. Перед ним несколько экранов, микрофоны связывают его<span> </span>с<span> </span>помощниками, осветителями, с техническими работниками, с операторами у телекамер, установленных, допустим, в концертном зале. Манипулировать всей этой аппаратурой надо быстро, многие передачи сразу же идут в эфир.</span></p>Оператор2011-11-11T12:38:04Z2011-11-11T12:38:04Z/professii-xxi-veka/operator.htmlAdministratorkrayniyoptimist@yandex.ru<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Оператор — все более заметная фигура в современной армии. Он числится в штатном расписании не только в авиации, но и на кораблях. Есть операторы и в пехоте. И конечно же, без них немыслимы новейшие рода войск, особенно ракетные.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Перечень операторов длинен — от космонавтов до повелителей каруселей в парках отдыха. По существу, операторами можно назвать сталеваров, машинистов вращающихся печей, аппаратчиков химических предприятий. Операторы управляют атомными станциями, домнами-гигантами. Они сидят на диспетчерских постах аэропортов (таких специалистов готовит Академия гражданской авиации), железнодорожных станций, энергетических систем, металлургических цехов.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Операторы ныне работают всюду — на суше, на море, в воздухе, под водой, под землей, даже в безвоздушном пространстве. Их число достигло сотен тысяч, а может, уже измеряется миллионами. Прошла какая-то четверть века, а мы и не заметили, как «кнопочная цивилизация» перекочевала из фантастики в реальность нашей жизни.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;"> </span></p><p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Оператор — все более заметная фигура в современной армии. Он числится в штатном расписании не только в авиации, но и на кораблях. Есть операторы и в пехоте. И конечно же, без них немыслимы новейшие рода войск, особенно ракетные.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Перечень операторов длинен — от космонавтов до повелителей каруселей в парках отдыха. По существу, операторами можно назвать сталеваров, машинистов вращающихся печей, аппаратчиков химических предприятий. Операторы управляют атомными станциями, домнами-гигантами. Они сидят на диспетчерских постах аэропортов (таких специалистов готовит Академия гражданской авиации), железнодорожных станций, энергетических систем, металлургических цехов.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Операторы ныне работают всюду — на суше, на море, в воздухе, под водой, под землей, даже в безвоздушном пространстве. Их число достигло сотен тысяч, а может, уже измеряется миллионами. Прошла какая-то четверть века, а мы и не заметили, как «кнопочная цивилизация» перекочевала из фантастики в реальность нашей жизни.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;"> </span></p> Работа оператора2011-11-11T12:38:36Z2011-11-11T12:38:36Z/professii-xxi-veka/rabota-operatora.htmlAdministratorkrayniyoptimist@yandex.ru<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Операторам не повезло. Становление этой профессии шло стихийно и столь стремительно, что кинематографисты, писатели, художники как-то проглядели человека, вглядывающегося в сонм приборов. Мало полотен, романов, кинокартин, героем которых стал бы человек у пульта. А ведь есть о чем рассказать!</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Вот наш герой сидит в специальном помещении (оно может быть и тесной комнаткой, и отсеком, а порой превращается и в махину размерами со спортивный зал, где работают уже целые коллективы операторов). Перед оператором — дугообразный стол, на нем — ряды переключателей, шеренги кнопок и наборных дисков, телефоны, рабочие журналы. Это пульт управления, звено, связывающее человека с машиной, АЭС, космическим кораблем.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Над пультом во всю стену (громадную, словно это панорама Бородинского сражения) расположен щит с приборами, лампочками, экранами. Сколько их! Всевозможные индикаторы, циферблаты, табло. Щит испещрен надписями, зигзагами указателей. В глаза бросается пестрая тарабарщина букв (латынь, кириллица), цифр (арабские, римские), каких-то значков. Но больше всего, пожалуй, на щите стрелок, дрожащих от возбуждения, повернутых во все стороны, и лампочек, мигающих, переливающихся многими цветами...</span></p><p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Операторам не повезло. Становление этой профессии шло стихийно и столь стремительно, что кинематографисты, писатели, художники как-то проглядели человека, вглядывающегося в сонм приборов. Мало полотен, романов, кинокартин, героем которых стал бы человек у пульта. А ведь есть о чем рассказать!</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Вот наш герой сидит в специальном помещении (оно может быть и тесной комнаткой, и отсеком, а порой превращается и в махину размерами со спортивный зал, где работают уже целые коллективы операторов). Перед оператором — дугообразный стол, на нем — ряды переключателей, шеренги кнопок и наборных дисков, телефоны, рабочие журналы. Это пульт управления, звено, связывающее человека с машиной, АЭС, космическим кораблем.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Над пультом во всю стену (громадную, словно это панорама Бородинского сражения) расположен щит с приборами, лампочками, экранами. Сколько их! Всевозможные индикаторы, циферблаты, табло. Щит испещрен надписями, зигзагами указателей. В глаза бросается пестрая тарабарщина букв (латынь, кириллица), цифр (арабские, римские), каких-то значков. Но больше всего, пожалуй, на щите стрелок, дрожащих от возбуждения, повернутых во все стороны, и лампочек, мигающих, переливающихся многими цветами...</span></p>Инженерная психология2011-11-11T12:38:54Z2011-11-11T12:38:54Z/professii-xxi-veka/inzhenernaya-psichologiya.htmlAdministratorkrayniyoptimist@yandex.ru<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Как помочь оператору? Как сделать так, чтобы он свободно ориентировался в скопище данных, льющихся на него полноводной рекой? Как разумнее всего выложить «мозаику» пульта и щита? Этими вопросами занята особая наука — инженерная психология. Она объединила усилия психологов, физиологов, врачей, инженеров, математиков. Этот «интернациональный» коллектив интересует любая «мелочь», связанная с работой человека у пульта. И какое должно быть расстояние между делениями на шкалах приборов, и какая форма стрелок и шрифтов (операторы путают тройку с девяткой — пришлось сочинить специальный шрифт для цифр и букв).</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Инженерные психологи установили, что быстрее всего человек распознает цифры, хуже — буквы, еще хуже — геометрические фигуры, цвет оказался в этом списке на последнем месте. Установили, что наиболее важные для оператора аппараты необходимо расположить в центральной зоне пульта, периферия «читается» гораздо хуже. Придумали оригинальные формы<span> </span>рукояток:<span> </span>одни<span> </span>похожи<span> </span>на шляпку гриба, другие напоминают молоточки, шестеренки, трезубцы — оператор теперь сможет найти необходимое даже с завязанными глазами.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Много поработали ученые — анализировали, исследовали, экспериментировали, изобретали,— и все же и сейчас работа операторов ох как нелегка! И ныне не каждый годен для этого дела: приходится отбирать лучших из лучших. И это также одна из важных проблем.</span></p><p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Как помочь оператору? Как сделать так, чтобы он свободно ориентировался в скопище данных, льющихся на него полноводной рекой? Как разумнее всего выложить «мозаику» пульта и щита? Этими вопросами занята особая наука — инженерная психология. Она объединила усилия психологов, физиологов, врачей, инженеров, математиков. Этот «интернациональный» коллектив интересует любая «мелочь», связанная с работой человека у пульта. И какое должно быть расстояние между делениями на шкалах приборов, и какая форма стрелок и шрифтов (операторы путают тройку с девяткой — пришлось сочинить специальный шрифт для цифр и букв).</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Инженерные психологи установили, что быстрее всего человек распознает цифры, хуже — буквы, еще хуже — геометрические фигуры, цвет оказался в этом списке на последнем месте. Установили, что наиболее важные для оператора аппараты необходимо расположить в центральной зоне пульта, периферия «читается» гораздо хуже. Придумали оригинальные формы<span> </span>рукояток:<span> </span>одни<span> </span>похожи<span> </span>на шляпку гриба, другие напоминают молоточки, шестеренки, трезубцы — оператор теперь сможет найти необходимое даже с завязанными глазами.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Много поработали ученые — анализировали, исследовали, экспериментировали, изобретали,— и все же и сейчас работа операторов ох как нелегка! И ныне не каждый годен для этого дела: приходится отбирать лучших из лучших. И это также одна из важных проблем.</span></p>Отбор операторов2011-11-11T12:39:15Z2011-11-11T12:39:15Z/professii-xxi-veka/otbor-operatorov.htmlAdministratorkrayniyoptimist@yandex.ru<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Абсолютно одинаковы, утверждают физики, электроны или, скажем, нейтроны. Можно изготовить и очень схожие машины. Но нет одинаковых людей. А в профессии оператора ориентация на среднестатистического человека — вещь опасная. Потому отбор такой же строгий и придирчивый, словно речь идет о летчиках или космонавтах. Не только отменное здоровье важно, а и то, чтобы кандидат обладал мозгом, способным выносить большие перегрузки.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Быстрая<span> </span>реакция,<span> </span>мгновенная «переключаемость» внимания, умение координировать свои действия, «помехоустойчивость» (если бы командир выслушивал рапорты о каждом выстреле, он не смог бы управлять боем!), невозмутимость, деловитость (неплохо иметь и чувство юмора), цепкая память, зоркость орла, слух совы, выносливость, отличные волевые качества, острый ум, крепкие нервы, глубокие профессиональные знания, высокая общая культура (в частности, авиадиспетчерам знание нескольких иностранных языков пришлось бы очень кстати: сегодня Аэрофлот осуществляет регулярные рейсы почти в сто государств мира, и совершенное знание хотя бы английского языка необходимо), сознательность...— всеми этими и многими другими качествами должен обладать настоящий оператор.</span></p><p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Абсолютно одинаковы, утверждают физики, электроны или, скажем, нейтроны. Можно изготовить и очень схожие машины. Но нет одинаковых людей. А в профессии оператора ориентация на среднестатистического человека — вещь опасная. Потому отбор такой же строгий и придирчивый, словно речь идет о летчиках или космонавтах. Не только отменное здоровье важно, а и то, чтобы кандидат обладал мозгом, способным выносить большие перегрузки.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Быстрая<span> </span>реакция,<span> </span>мгновенная «переключаемость» внимания, умение координировать свои действия, «помехоустойчивость» (если бы командир выслушивал рапорты о каждом выстреле, он не смог бы управлять боем!), невозмутимость, деловитость (неплохо иметь и чувство юмора), цепкая память, зоркость орла, слух совы, выносливость, отличные волевые качества, острый ум, крепкие нервы, глубокие профессиональные знания, высокая общая культура (в частности, авиадиспетчерам знание нескольких иностранных языков пришлось бы очень кстати: сегодня Аэрофлот осуществляет регулярные рейсы почти в сто государств мира, и совершенное знание хотя бы английского языка необходимо), сознательность...— всеми этими и многими другими качествами должен обладать настоящий оператор.</span></p>Ответственность2011-11-11T12:39:38Z2011-11-11T12:39:38Z/professii-xxi-veka/otvetstvennost.htmlAdministratorkrayniyoptimist@yandex.ru<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">В человеке у пульта необходимо собрать букет лучших свойств еще и потому, что уж слишком большую ответственность взваливает он на свои плечи, слишком велика цена его даже малейшей ошибки.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Комфортных условий у операторов не бывает. Ведь тут от эффективности, точности, надежности действий одного человека (а решения надо принимать быстро, не мешкая, времени для прикидок нет!) нередко зависит работа больших производственных комплексов. Промах оператора крупного металлургического стана или диспетчера объединенной энергетической системы может принести потери, оцениваемые в несколько миллионов рублей!</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Ошибка рабочего-станочника приводит к порче детали, оплошность человека, управляющего автоматической линией, обернется сотней бракованных заготовок, а неверное решение пилота способно привести к гибели сотен пассажиров ведомого им самолета. Однако не только высокое чувство моральной ответственности, но и сам характер работы оператора заставляет его действовать на пределе<span> </span>своих<span> </span>сил<span> </span>и<span> </span>возможностей.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;"> </span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;"> </span></p><p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">В человеке у пульта необходимо собрать букет лучших свойств еще и потому, что уж слишком большую ответственность взваливает он на свои плечи, слишком велика цена его даже малейшей ошибки.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Комфортных условий у операторов не бывает. Ведь тут от эффективности, точности, надежности действий одного человека (а решения надо принимать быстро, не мешкая, времени для прикидок нет!) нередко зависит работа больших производственных комплексов. Промах оператора крупного металлургического стана или диспетчера объединенной энергетической системы может принести потери, оцениваемые в несколько миллионов рублей!</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Ошибка рабочего-станочника приводит к порче детали, оплошность человека, управляющего автоматической линией, обернется сотней бракованных заготовок, а неверное решение пилота способно привести к гибели сотен пассажиров ведомого им самолета. Однако не только высокое чувство моральной ответственности, но и сам характер работы оператора заставляет его действовать на пределе<span> </span>своих<span> </span>сил<span> </span>и<span> </span>возможностей.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;"> </span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;"> </span></p>Утомляемость операторов2011-11-11T12:39:58Z2011-11-11T12:39:58Z/professii-xxi-veka/utomlyaemost-operatorov.htmlAdministratorkrayniyoptimist@yandex.ru<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">При слове «оператор» обычно представляешь себе молодых симпатичных людей в галстуках и белых халатах. Они весело болтают меж собой и временами, отвечая на подмигивание лампочек, «шаманят» с переключателями пульта управления.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Верно, для несведущего наблюдателя труд оператора может показаться делом пустячным. Обстановка обманчивая: удобные кресла, кондиционеры, масса света, все новешенькое, сверкает и блестит. Но после смены — удивительно? — человек валится с ног от усталости.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">И в армии сходная картина: оператор тут не роет окопов, не мокнет под дождем, не бежит в атаку через открытое поле, опутанное колючей проволокой, изрезанное рвами, не бросает гранат. И все же «мудрому и спокойному командиру современной военной техники» приходится потяжелее, чем грузчику<span> </span>или<span> </span>переводчику-синхронисту.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Отчего так тяжела доля оператора? Причин тому множество. Прежде всего, очень велики информационные нагрузки: усвоить, быстро «переварить» океан данных непросто.</span></p><p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">При слове «оператор» обычно представляешь себе молодых симпатичных людей в галстуках и белых халатах. Они весело болтают меж собой и временами, отвечая на подмигивание лампочек, «шаманят» с переключателями пульта управления.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Верно, для несведущего наблюдателя труд оператора может показаться делом пустячным. Обстановка обманчивая: удобные кресла, кондиционеры, масса света, все новешенькое, сверкает и блестит. Но после смены — удивительно? — человек валится с ног от усталости.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">И в армии сходная картина: оператор тут не роет окопов, не мокнет под дождем, не бежит в атаку через открытое поле, опутанное колючей проволокой, изрезанное рвами, не бросает гранат. И все же «мудрому и спокойному командиру современной военной техники» приходится потяжелее, чем грузчику<span> </span>или<span> </span>переводчику-синхронисту.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Отчего так тяжела доля оператора? Причин тому множество. Прежде всего, очень велики информационные нагрузки: усвоить, быстро «переварить» океан данных непросто.</span></p>Что мешает работе операторов?2011-11-11T12:40:19Z2011-11-11T12:40:19Z/professii-xxi-veka/chto-meshaet-rabote-operatorov.htmlAdministratorkrayniyoptimist@yandex.ru<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Полвека назад аппаратура у летчика состояла всего из компаса, указателя скорости да отвеса. Теперь же число советчиков пилота измеряется сотнями. А на атомно-энергетических объектах численность приборов достигла тысячных рубежей. И тем не менее среди всей этой оравы сигналов оператор должен еще и «не потерять картинку» — держать в своей голове целостное представление о происходящих событиях.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Другая трудность — объект управления все дальше уходит от оператора. Прежде, скажем, машинист дизеля по звуку выхлопа уверенно судил о том, перегрет двигатель или нет. В наше время вместо «живых» машин оператор имеет дело с их бесплотной тенью: бесстрастными показателями приборов, световыми табло, лентами самописцев. Прямое общение с машиной кануло в прошлое. Не видно вращающихся деталей, исчезли вибрации, шум. Их заменили отображения на экранах электроннолучевых трубок, системы знаков, графики, диаграммы. И человек воспринимает уже не сам процесс, а его информационную модель — расшифровывать, декодировать символы<span> </span>становится<span> </span>все<span> </span>тяжелее.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Мешает работе оператора и то, что порой ему приходится действовать в необычных условиях. Примеры? Слепой полет летчика или действия космонавта в условиях невесомости. У человека может нарушиться восприятие пространства, возникнуть необычные иллюзии, измениться координация движений.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">И все же главный бич операторов — катастрофическая нехватка времени. Темп работы порой непомерно высок. Так, при формировании железнодорожных составов на сортировочной горке сидящий неотлучно рядом с ЭВМ человек должен на своем пульте совершать каждую секунду 2—3 переключения. Действовать по-иному он не может: даже полусекундное промедление вызовет крушение!</span></p><p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Полвека назад аппаратура у летчика состояла всего из компаса, указателя скорости да отвеса. Теперь же число советчиков пилота измеряется сотнями. А на атомно-энергетических объектах численность приборов достигла тысячных рубежей. И тем не менее среди всей этой оравы сигналов оператор должен еще и «не потерять картинку» — держать в своей голове целостное представление о происходящих событиях.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Другая трудность — объект управления все дальше уходит от оператора. Прежде, скажем, машинист дизеля по звуку выхлопа уверенно судил о том, перегрет двигатель или нет. В наше время вместо «живых» машин оператор имеет дело с их бесплотной тенью: бесстрастными показателями приборов, световыми табло, лентами самописцев. Прямое общение с машиной кануло в прошлое. Не видно вращающихся деталей, исчезли вибрации, шум. Их заменили отображения на экранах электроннолучевых трубок, системы знаков, графики, диаграммы. И человек воспринимает уже не сам процесс, а его информационную модель — расшифровывать, декодировать символы<span> </span>становится<span> </span>все<span> </span>тяжелее.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Мешает работе оператора и то, что порой ему приходится действовать в необычных условиях. Примеры? Слепой полет летчика или действия космонавта в условиях невесомости. У человека может нарушиться восприятие пространства, возникнуть необычные иллюзии, измениться координация движений.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">И все же главный бич операторов — катастрофическая нехватка времени. Темп работы порой непомерно высок. Так, при формировании железнодорожных составов на сортировочной горке сидящий неотлучно рядом с ЭВМ человек должен на своем пульте совершать каждую секунду 2—3 переключения. Действовать по-иному он не может: даже полусекундное промедление вызовет крушение!</span></p>Стрессовые ситуации2011-11-11T12:40:43Z2011-11-11T12:40:43Z/professii-xxi-veka/stressovie-situatsii.htmlAdministratorkrayniyoptimist@yandex.ru<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Стрессовые ситуации, острый дефицит времени, действия в условиях, когда, по выражению полководца А. В. Суворова, «деньги дороги, жизнь человеческая еще дороже, а время дороже всего»,— это и есть будни оператора. К чему это приводит? После нескольких часов работы у пульта давление у телережиссера подскакивает со 120 до 160.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Другой пример — дозаправка в воздухе самолета топливом. Летчику приходится выполнять сразу два дела: пилотировать самолет и заправляться, а это непросто. У пилота поднимается температура, частота пульса увеличивается до 200 ударов в минуту, лоб покрывается капельками пота, количество аскорбиновой кислоты, выводимой из организма, увеличивается в 30 раз. Человек на грани нервного срыва.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Очень сложна и работа операторов на АЭС. Человек, находящийся у щита управления одним из блоков атомной станции, должен обеспечить: общую ядерную и радиационную безопасность, бесперебойную выработку электрической энергии, нормальное ее качество, выполнение диспетчерского графика нагрузки, максимальную экономичность работы установки. Особенно трудно приходится оператору в аварийной обстановке. Его давит сознание, что последствия аварии на АЭС по тяжести — все это отчетливо продемонстрировали печальные события в Чернобыле — не сравнимы ни с какой другой. И вот в этот-то тяжелейший момент перед оператором на информационной панели возникает несколько сотен (!) тревожных сигналов...</span></p><p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Стрессовые ситуации, острый дефицит времени, действия в условиях, когда, по выражению полководца А. В. Суворова, «деньги дороги, жизнь человеческая еще дороже, а время дороже всего»,— это и есть будни оператора. К чему это приводит? После нескольких часов работы у пульта давление у телережиссера подскакивает со 120 до 160.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Другой пример — дозаправка в воздухе самолета топливом. Летчику приходится выполнять сразу два дела: пилотировать самолет и заправляться, а это непросто. У пилота поднимается температура, частота пульса увеличивается до 200 ударов в минуту, лоб покрывается капельками пота, количество аскорбиновой кислоты, выводимой из организма, увеличивается в 30 раз. Человек на грани нервного срыва.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Очень сложна и работа операторов на АЭС. Человек, находящийся у щита управления одним из блоков атомной станции, должен обеспечить: общую ядерную и радиационную безопасность, бесперебойную выработку электрической энергии, нормальное ее качество, выполнение диспетчерского графика нагрузки, максимальную экономичность работы установки. Особенно трудно приходится оператору в аварийной обстановке. Его давит сознание, что последствия аварии на АЭС по тяжести — все это отчетливо продемонстрировали печальные события в Чернобыле — не сравнимы ни с какой другой. И вот в этот-то тяжелейший момент перед оператором на информационной панели возникает несколько сотен (!) тревожных сигналов...</span></p>Дальнейшая судьба операторов2011-11-11T12:41:05Z2011-11-11T12:41:05Z/professii-xxi-veka/dalneyshaya-sudba-operatorov.htmlAdministratorkrayniyoptimist@yandex.ru<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Легкость работы оператора — этого настоящего героя эпохи НТР — только кажущаяся. И долго выдерживать такие психофизические нагрузки трудно. К 40—45 годам<span> </span>(мнение<span> </span>психологов)<span> </span>у большинства диспетчеров наступает критический возраст, их, накопивших столько опыта и умения, необходимо отстранять от работы, переводить на должности, требующие меньшего напряжения.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">А темпы и нагрузки с каждым годом все растут. К примеру, количество приборов в кабине самолета за последние 30 лет увеличилось в 10 раз, а время, отводимое на выполнение отдельных операций, сократилось в 5—7 раз (пилот самолета обязан успеть определить положение самолета в условиях видимости земли и дать ему команду за 1—2 секунды!). Немудрено, что в подобных условиях даже простое нажимание на «кнопки» перестает быть занятием увлекательным и необременительным.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">По мнению специалистов, судьба операторов становится болезнью века. Возможности людей велики, но не безграничны. Какие бы резервы не таились в человеке, ориентироваться только на них было бы и негуманно и неосмотрительно. Так оператор как бы оказался у последней черты.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;"> </span></p><p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Легкость работы оператора — этого настоящего героя эпохи НТР — только кажущаяся. И долго выдерживать такие психофизические нагрузки трудно. К 40—45 годам<span> </span>(мнение<span> </span>психологов)<span> </span>у большинства диспетчеров наступает критический возраст, их, накопивших столько опыта и умения, необходимо отстранять от работы, переводить на должности, требующие меньшего напряжения.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">А темпы и нагрузки с каждым годом все растут. К примеру, количество приборов в кабине самолета за последние 30 лет увеличилось в 10 раз, а время, отводимое на выполнение отдельных операций, сократилось в 5—7 раз (пилот самолета обязан успеть определить положение самолета в условиях видимости земли и дать ему команду за 1—2 секунды!). Немудрено, что в подобных условиях даже простое нажимание на «кнопки» перестает быть занятием увлекательным и необременительным.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">По мнению специалистов, судьба операторов становится болезнью века. Возможности людей велики, но не безграничны. Какие бы резервы не таились в человеке, ориентироваться только на них было бы и негуманно и неосмотрительно. Так оператор как бы оказался у последней черты.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;"> </span></p>