Память - Человек и прогрессВ этом разделе рассказывается о человеческой памяти и ее роли в умственной деятельности человека, об эмоциях и эмоциональной памяти, /2017-04-02T23:51:09ZJoomla! 1.5 - Open Source Content Management Возможности человеческой памяти2011-11-10T13:35:16Z2011-11-10T13:35:16Z/pamyat/vozmozhnosti-chelovecheskoy-pamyati.htmlAdministratorkrayniyoptimist@yandex.ru<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;"> </span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Безграничными кажутся и кладовые человеческой памяти. Изучить иностранный язык за неделю? Усваивать (без всякого гипноза, в нормальном состоянии бодрствования) за урок не десяток, а тысячу слов? Даже такие темпы нам по плечу. Так был разрушен миф, будто учеба — это непременно тяжкий труд, требующий усидчивости и, прежде всего, большого времени. Так было доказано, что можно сделать потребность к учебе естественной, такой же органичной, как желание есть и пить.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Надо лишь умело включить неосознаваемый информационный поток. Убрать все барьеры. Логико-критический, заставляющий нас «ощупывать» каждое слово, обсуждать его, подвергать осмыслению. Барьер сознательно-критический: сопротивление всякому внушению со стороны. Барьер недоверия к новому миру, где человек хочет освоиться...</span></p><p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;"> </span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Безграничными кажутся и кладовые человеческой памяти. Изучить иностранный язык за неделю? Усваивать (без всякого гипноза, в нормальном состоянии бодрствования) за урок не десяток, а тысячу слов? Даже такие темпы нам по плечу. Так был разрушен миф, будто учеба — это непременно тяжкий труд, требующий усидчивости и, прежде всего, большого времени. Так было доказано, что можно сделать потребность к учебе естественной, такой же органичной, как желание есть и пить.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Надо лишь умело включить неосознаваемый информационный поток. Убрать все барьеры. Логико-критический, заставляющий нас «ощупывать» каждое слово, обсуждать его, подвергать осмыслению. Барьер сознательно-критический: сопротивление всякому внушению со стороны. Барьер недоверия к новому миру, где человек хочет освоиться...</span></p>Новые приемы обучения2011-11-10T13:35:47Z2011-11-10T13:35:47Z/pamyat/novie-priemi-obucheniya.htmlAdministratorkrayniyoptimist@yandex.ru<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Если говорить об изучении иностранного языка, надо погрузить человека в «языковую барокамеру», вырвать ненадолго из привычной среды (семья, служба) и окунуть в океан слов, идиом, оборотов речи чужого языка. И учить, пользуясь новыми методами и средствами, которыми испокон веков владеет искусство. «Гармония форм и красок, язык музыки, рифма, ритм захватывают и овладевают человеком намного более коротким путем, чем логика фактов и доводов, и доходят не только до сердца, но и до ума человека»,— писал болгарский ученый Г. Лозанов, один из пропагандистов<span> </span>новых<span> </span>приемов<span> </span>обучения.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Ителлектуальные ресурсы мозга громадны. Мы лишь начинаем догадываться о том, что каждый из нас богач, владеющий сокровищами и не подозревающий о них. Мы словно бы потеряли ключ от сейфа, где хранятся настоящие золото и драгоценности, и не знаем (пока нам в этом никто помочь не может), как проникнуть в этот сейф, какая комбинация цифр откроет его двери.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;"> </span></p><p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Если говорить об изучении иностранного языка, надо погрузить человека в «языковую барокамеру», вырвать ненадолго из привычной среды (семья, служба) и окунуть в океан слов, идиом, оборотов речи чужого языка. И учить, пользуясь новыми методами и средствами, которыми испокон веков владеет искусство. «Гармония форм и красок, язык музыки, рифма, ритм захватывают и овладевают человеком намного более коротким путем, чем логика фактов и доводов, и доходят не только до сердца, но и до ума человека»,— писал болгарский ученый Г. Лозанов, один из пропагандистов<span> </span>новых<span> </span>приемов<span> </span>обучения.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Ителлектуальные ресурсы мозга громадны. Мы лишь начинаем догадываться о том, что каждый из нас богач, владеющий сокровищами и не подозревающий о них. Мы словно бы потеряли ключ от сейфа, где хранятся настоящие золото и драгоценности, и не знаем (пока нам в этом никто помочь не может), как проникнуть в этот сейф, какая комбинация цифр откроет его двери.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;"> </span></p>Альберт Игнатенко2011-11-10T13:36:11Z2011-11-10T13:36:11Z/pamyat/albert-ignatenko.htmlAdministratorkrayniyoptimist@yandex.ru<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;"> </span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">В Баку, в Азербайджанском общественном институте изобретательского творчества действует «курс развития творческого воображения». Изобретатели (уже состоявшиеся и желающие стать таковыми) учатся управлять своей фантазией. До сих пор этим умением владела лишь узкая группа писателей-фантастов.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Этот и многие другие факты свидетельствуют: возможно, в будущем (не очень отдаленном) различные виды «интеллектуальной гимнастики» будут осваивать миллионы, все, кто пожелает повысить продуктивность своей умственной деятельности. В это веришь еще больше после знакомства с биографией артиста оригинального жанра (живет в Кишиневе) Альберта Игнатенко.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Вот он на эстраде. В действии. Безошибочно<span> </span>диктует<span> </span>только<span> </span>что услышанный ряд в 100 и более чисел... А теперь демонстрирует силу своей зрительной памяти: несколько секунд внимательно посмотрев на квадрат, ячейки которого заполнены 25 числами, он затем легко называет ряды чисел — по горизонтали, вертикали, диагонали...</span></p><p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;"> </span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">В Баку, в Азербайджанском общественном институте изобретательского творчества действует «курс развития творческого воображения». Изобретатели (уже состоявшиеся и желающие стать таковыми) учатся управлять своей фантазией. До сих пор этим умением владела лишь узкая группа писателей-фантастов.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Этот и многие другие факты свидетельствуют: возможно, в будущем (не очень отдаленном) различные виды «интеллектуальной гимнастики» будут осваивать миллионы, все, кто пожелает повысить продуктивность своей умственной деятельности. В это веришь еще больше после знакомства с биографией артиста оригинального жанра (живет в Кишиневе) Альберта Игнатенко.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Вот он на эстраде. В действии. Безошибочно<span> </span>диктует<span> </span>только<span> </span>что услышанный ряд в 100 и более чисел... А теперь демонстрирует силу своей зрительной памяти: несколько секунд внимательно посмотрев на квадрат, ячейки которого заполнены 25 числами, он затем легко называет ряды чисел — по горизонтали, вертикали, диагонали...</span></p>Методика Игнатенко2011-11-10T13:37:46Z2011-11-10T13:37:46Z/pamyat/metodika-ignatenko.htmlAdministratorkrayniyoptimist@yandex.ru<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Альберт Игнатенко никогда не был вундеркиндом, обычный школьник, учился в профтехучилище в Одессе, затем работал слесарем. Но как-то побывал на концерте, где его, как говорится, наповал сразил номер: выступающий на память «читал» заполненный зрителями квадрат из 16 чисел.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Тут-то все и началось. Игнатенко решил добиться того же.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">«Слышали, как о штангистах говорят? — вспоминает он.— Чтоб поднять рекорд на килограмм-полтора, они перекидывают на тренировках сотни тонн. У меня были свои «тонны» — долгая, порой до изнеможения обратная «прокрутка» ленты памяти, сотни, тысячи упражнений на запоминание миллионов, наверное, чисел и слов, выработка своей, сугубо индивидуальной методики извлечения информации из глубин подсознательной памяти.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">К слову, вопрос здесь не только в запоминании. Немалые трудности пришлось преодолеть, прежде чем я научился «стирать» запечатленную в мозгу информационную фотографию. Здесь у меня тоже свои приемы, хотя, несмотря на все ухищрения, «стирание» это происходит не раньше чем через три часа после получения информации...»</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Вот так-то! Все добыто трудом и потом, долгой работой над собой. Игнатенко твердо уверен: возможности человеческого мозга безграничны. И мы находимся на подступах к таким глубинам, о которых еще даже и не подозреваем. Надо ишь настойчиво «искать себя... в себе» (так артист хотел назвать свою следующую концертную программу).</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;"> </span></p><p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Альберт Игнатенко никогда не был вундеркиндом, обычный школьник, учился в профтехучилище в Одессе, затем работал слесарем. Но как-то побывал на концерте, где его, как говорится, наповал сразил номер: выступающий на память «читал» заполненный зрителями квадрат из 16 чисел.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Тут-то все и началось. Игнатенко решил добиться того же.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">«Слышали, как о штангистах говорят? — вспоминает он.— Чтоб поднять рекорд на килограмм-полтора, они перекидывают на тренировках сотни тонн. У меня были свои «тонны» — долгая, порой до изнеможения обратная «прокрутка» ленты памяти, сотни, тысячи упражнений на запоминание миллионов, наверное, чисел и слов, выработка своей, сугубо индивидуальной методики извлечения информации из глубин подсознательной памяти.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">К слову, вопрос здесь не только в запоминании. Немалые трудности пришлось преодолеть, прежде чем я научился «стирать» запечатленную в мозгу информационную фотографию. Здесь у меня тоже свои приемы, хотя, несмотря на все ухищрения, «стирание» это происходит не раньше чем через три часа после получения информации...»</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Вот так-то! Все добыто трудом и потом, долгой работой над собой. Игнатенко твердо уверен: возможности человеческого мозга безграничны. И мы находимся на подступах к таким глубинам, о которых еще даже и не подозреваем. Надо ишь настойчиво «искать себя... в себе» (так артист хотел назвать свою следующую концертную программу).</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;"> </span></p>Суггестология2011-11-10T13:38:32Z2011-11-10T13:38:32Z/pamyat/suggestologiya.htmlAdministratorkrayniyoptimist@yandex.ru<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">История жизни Игнатенко удивительна вдвойне: дело в том, что ему удается совмещать сцену с наукой. Он действительный член Всесоюзного общества психологов. Вносит свой вклад в развитие новой науки «суггестологии». Эта наука делает у нас в стране первые шаги.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Игнатенко активный участник исследований. Суггестология способна, полагает он, в корне изменить подготовку людей по ряду самых сложных профессий, особенно тех, что сопряжены с большими психологическими нагрузками. Известно, например, как велики эти нагрузки<span> </span>у<span> </span>шоферов.<span> </span>Среди<span> </span>массы обрушивающейся на них оперативной информации надо выделять, запоминать (и должным образом переваривать) лишь малую толику. Суггестология-то, утверждает Игнатенко, и поможет человеку закодировать нужные сведения и заложить их в определенную ячейку памяти, отбросить лишние и выйти в своих действиях на необходимый автоматизм...</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Память человека, ее загадки. (Математик Л. Эйлер поражал современников тем, что знал на память шесть степеней любого числа до сотни. Академик А. Иоффе никогда не пользовался таблицей логарифмов: она была «сфотографирована» в его памяти.) Эта тема крайне важна и интересна. </span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;"> </span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;"> </span></p><p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">История жизни Игнатенко удивительна вдвойне: дело в том, что ему удается совмещать сцену с наукой. Он действительный член Всесоюзного общества психологов. Вносит свой вклад в развитие новой науки «суггестологии». Эта наука делает у нас в стране первые шаги.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Игнатенко активный участник исследований. Суггестология способна, полагает он, в корне изменить подготовку людей по ряду самых сложных профессий, особенно тех, что сопряжены с большими психологическими нагрузками. Известно, например, как велики эти нагрузки<span> </span>у<span> </span>шоферов.<span> </span>Среди<span> </span>массы обрушивающейся на них оперативной информации надо выделять, запоминать (и должным образом переваривать) лишь малую толику. Суггестология-то, утверждает Игнатенко, и поможет человеку закодировать нужные сведения и заложить их в определенную ячейку памяти, отбросить лишние и выйти в своих действиях на необходимый автоматизм...</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Память человека, ее загадки. (Математик Л. Эйлер поражал современников тем, что знал на память шесть степеней любого числа до сотни. Академик А. Иоффе никогда не пользовался таблицей логарифмов: она была «сфотографирована» в его памяти.) Эта тема крайне важна и интересна. </span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;"> </span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;"> </span></p>Память и эмоции2011-11-10T13:39:02Z2011-11-10T13:39:02Z/pamyat/pamyat-i-emotsii.htmlAdministratorkrayniyoptimist@yandex.ru<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">1926 год. В Ленинграде наводнение. Затоплен и виварий Института экспериментальной медицины. Находившихся в нем собак пришлось спасать на лодках. Панический страх перед наступавшей водой «выбил» из животных все рефлексы, все навыки, которым их так долго и старательно обучали.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Прошло несколько месяцев, рефлексы были восстановлены. Но достаточно было появления в лаборатории воды, просачивающейся из-под закрытой двери, чтобы у животных вновь наступал нервный срыв...</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Память и эмоции тесно переплетены. Впервые, видимо, обратил на это внимание выдающийся русский психиатр Сергей Сергеевич Корсаков (1854—1900). В 1890 году в книге «Болезненные расстройства памяти и их диагностика» он писал: «Есть люди, у которых вообще память развита недурно, но память душевного чувства слаба: они плохо помнят те эмоции, которые переживали, удовольствия, которые им доставляли... А так как эти воспоминания составляют основания наших симпатий и антипатий к людям, то из этого недостатка памяти вытекает ненормальное отношение к людям...»</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Советский академик Петр Кузьмич Анохин (1898—1974) считал: эмоции выступают в качестве своего рода аппарата быстрой оценки воздействий окружающей среды. Оценки преимущественно со знаком плюс или минус, полезности или вредности. Этот мощный «фильтр» не может не влиять на память.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;"> </span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;"> </span></p><p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">1926 год. В Ленинграде наводнение. Затоплен и виварий Института экспериментальной медицины. Находившихся в нем собак пришлось спасать на лодках. Панический страх перед наступавшей водой «выбил» из животных все рефлексы, все навыки, которым их так долго и старательно обучали.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Прошло несколько месяцев, рефлексы были восстановлены. Но достаточно было появления в лаборатории воды, просачивающейся из-под закрытой двери, чтобы у животных вновь наступал нервный срыв...</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Память и эмоции тесно переплетены. Впервые, видимо, обратил на это внимание выдающийся русский психиатр Сергей Сергеевич Корсаков (1854—1900). В 1890 году в книге «Болезненные расстройства памяти и их диагностика» он писал: «Есть люди, у которых вообще память развита недурно, но память душевного чувства слаба: они плохо помнят те эмоции, которые переживали, удовольствия, которые им доставляли... А так как эти воспоминания составляют основания наших симпатий и антипатий к людям, то из этого недостатка памяти вытекает ненормальное отношение к людям...»</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Советский академик Петр Кузьмич Анохин (1898—1974) считал: эмоции выступают в качестве своего рода аппарата быстрой оценки воздействий окружающей среды. Оценки преимущественно со знаком плюс или минус, полезности или вредности. Этот мощный «фильтр» не может не влиять на память.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;"> </span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;"> </span></p>Пущино - город ученых2011-11-10T13:39:28Z2011-11-10T13:39:28Z/pamyat/puschino-gorod-uchenich.htmlAdministratorkrayniyoptimist@yandex.ru<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Пущино - молодой город ученых, расположенный под Серпуховом, в 120 километрах от Москвы. Биологический центр Академии наук СССР. Цепочка из стоящих рядом шести биологических институтов и специального конструкторского бюро.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Крупные биологические проблемы было бы трудно изучать в Москве, в рамках старых сложившихся коллективов. Большие научные темы требуют совместных действий специалистов самых различных профилей. Вот почему в 1963 году около деревушки Пущино и был заложен новый Биологический центр. И именно тут, где усилия биологов умножены, подкреплены работой математиков, физиков, инженеров, наиболее целесообразно изучать и довольно запутанную связь между памятью и эмоциями.</span></p><p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Пущино - молодой город ученых, расположенный под Серпуховом, в 120 километрах от Москвы. Биологический центр Академии наук СССР. Цепочка из стоящих рядом шести биологических институтов и специального конструкторского бюро.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Крупные биологические проблемы было бы трудно изучать в Москве, в рамках старых сложившихся коллективов. Большие научные темы требуют совместных действий специалистов самых различных профилей. Вот почему в 1963 году около деревушки Пущино и был заложен новый Биологический центр. И именно тут, где усилия биологов умножены, подкреплены работой математиков, физиков, инженеров, наиболее целесообразно изучать и довольно запутанную связь между памятью и эмоциями.</span></p>Роль чувств в памяти2011-11-10T13:39:53Z2011-11-10T13:39:53Z/pamyat/rol-chuvstv-v-pamyati.htmlAdministratorkrayniyoptimist@yandex.ru<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Мы в Институте биологической физики. В одном из его подразделений — Отделе проблем памяти. Его возглавляет профессор, доктор биологических наук, заслуженный деятель науки РСФСР Елена Анатольевна Громова. Но прежде чем мы предоставим ей слово, полезно вспомнить один старый научный спор.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Однажды известный советский психолог Павел Петрович Блонский (1884—1941), придя в институт, где он преподавал, предложил своим студентам необычное задание. Описать любое (первое, что придет в голову) случившееся с ними до учебы в институте событие.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Блонский получил в общей сложности 224 таких сочинения, стал их анализировать. Вышло то, что он и ожидал: почти каждый студент писал об эпизодах, окрашенных сильными эмоциями.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Такова роль чувств в нашей памяти. Память, как решето: пропускает ничем не примечательные дни, все монотонное и однообразное, оставляя лишь яркие вехи.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;"> </span></p><p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Мы в Институте биологической физики. В одном из его подразделений — Отделе проблем памяти. Его возглавляет профессор, доктор биологических наук, заслуженный деятель науки РСФСР Елена Анатольевна Громова. Но прежде чем мы предоставим ей слово, полезно вспомнить один старый научный спор.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Однажды известный советский психолог Павел Петрович Блонский (1884—1941), придя в институт, где он преподавал, предложил своим студентам необычное задание. Описать любое (первое, что придет в голову) случившееся с ними до учебы в институте событие.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Блонский получил в общей сложности 224 таких сочинения, стал их анализировать. Вышло то, что он и ожидал: почти каждый студент писал об эпизодах, окрашенных сильными эмоциями.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Такова роль чувств в нашей памяти. Память, как решето: пропускает ничем не примечательные дни, все монотонное и однообразное, оставляя лишь яркие вехи.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;"> </span></p> Положительные и отрицательные эмоции2011-11-10T13:40:19Z2011-11-10T13:40:19Z/pamyat/polozhitelnie-i-otritsatelnie-emotsii.htmlAdministratorkrayniyoptimist@yandex.ru<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Вот сложная проблема: какие эмоции больше влияют на память — положительные или же отрицательные? Что мы помним дольше — доброе или злое?</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Известный австрийский психолог, основоположник психоанализа 3. Фрейд (1856—1939) утверждал: более прочно оседают в голове события, связанные с приятными эмоциями. Способность людей забывать неприятное — это-де полезное приспособление, направленное на охрану организма от болезненных переживаний.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Фрейду возражал Блонский, доказывая обратное. Лучше запоминается неприятное, полагал он, в эволюции живых существ именно это свойство помогало им приспособиться к окружающей обстановке. Применив количественные методы, Блонский, казалось бы, убедительно опроверг теорию «вытеснения» неприятностей.<span> </span>Но то была лишь полуправда.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Замечательные достижения советских ученых позволяет иными глазами взглянуть на старую тяжбу Блонского с Фрейдом. В какой-то мере эта дискуссия становится бессмысленной. Ибо в аминах спрятаны корни «злопамятности» или, наоборот, способности хранить в памяти преимущественно эмоционально положительные впечатления, составляющие сущность альтруизма.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Естественно, «злопыхатели» вряд ли будут держать в памяти добрые дела и поступки, а «альтруисты», скорее всего, должны быстро забывать злое и недоброе.</span></p>
<p> </p><p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Вот сложная проблема: какие эмоции больше влияют на память — положительные или же отрицательные? Что мы помним дольше — доброе или злое?</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Известный австрийский психолог, основоположник психоанализа 3. Фрейд (1856—1939) утверждал: более прочно оседают в голове события, связанные с приятными эмоциями. Способность людей забывать неприятное — это-де полезное приспособление, направленное на охрану организма от болезненных переживаний.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Фрейду возражал Блонский, доказывая обратное. Лучше запоминается неприятное, полагал он, в эволюции живых существ именно это свойство помогало им приспособиться к окружающей обстановке. Применив количественные методы, Блонский, казалось бы, убедительно опроверг теорию «вытеснения» неприятностей.<span> </span>Но то была лишь полуправда.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Замечательные достижения советских ученых позволяет иными глазами взглянуть на старую тяжбу Блонского с Фрейдом. В какой-то мере эта дискуссия становится бессмысленной. Ибо в аминах спрятаны корни «злопамятности» или, наоборот, способности хранить в памяти преимущественно эмоционально положительные впечатления, составляющие сущность альтруизма.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Естественно, «злопыхатели» вряд ли будут держать в памяти добрые дела и поступки, а «альтруисты», скорее всего, должны быстро забывать злое и недоброе.</span></p>
<p> </p>Виды памяти2011-11-10T13:41:16Z2011-11-10T13:41:16Z/pamyat/vidi-pamyati.htmlAdministratorkrayniyoptimist@yandex.ru<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Видов памяти много — кратковременная (неустойчивая память, она связана с временной активностью нейронов, вспомним расходящиеся по воде исчезающие круги от упавшего камня), долговременная (устойчивая память, ее объясняют биохимическими изменениями в клетках мозга). Память непроизвольная, моторная, слуховая, словесно-логическая... Но, только побывав в Пущино, автор этих строк отчетливо осознал, что, оказывается, существует еще и память эмоциональная. И ведущий специалист в этой нелегкой научной теме — Е. А. Громова.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">«Кто же прав: Фрейд или Блонский? — спрашивал я у нее.— И есть ли возможность поставить точку в этой затянувшейся дискуссии?»</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">«Двумя словами тут не отделаешься,— помню, отвечала Елена Анатольевна.— Вначале давайте уточним само понятие «эмоциональная память». Мозг человека не фотоаппарат, бездумно фиксирующий все, что попадает в поле его зрения. «Снимки» нашей памяти очень субъективны, они как бы сняты под диктовку, и роль эмоций здесь не последняя. Можно долго классифицировать эмоции, но самое простое — разбить их на положительные и отрицательные. Ведь все люди независимо от своего возраста, пола, национальности и воспитания улыбкой выражают радость, слезами — горе...» «А теперь,— продолжала свой рассказ Громова,— экспериментальный факт. Если кошку или собаку подвергнуть во время еды болевому раздражению (обычно это слабый удар током), то она не подойдет к кормушке не только в этот день, но и через несколько недель... Грубо говоря, это и есть пример эмоциональной памяти. Эта память очень прочная. Ребенок, однажды обжегшийся на огне, запомнит этот опыт практически на всю жизнь...»</span></p><p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">Видов памяти много — кратковременная (неустойчивая память, она связана с временной активностью нейронов, вспомним расходящиеся по воде исчезающие круги от упавшего камня), долговременная (устойчивая память, ее объясняют биохимическими изменениями в клетках мозга). Память непроизвольная, моторная, слуховая, словесно-логическая... Но, только побывав в Пущино, автор этих строк отчетливо осознал, что, оказывается, существует еще и память эмоциональная. И ведущий специалист в этой нелегкой научной теме — Е. А. Громова.</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">«Кто же прав: Фрейд или Блонский? — спрашивал я у нее.— И есть ли возможность поставить точку в этой затянувшейся дискуссии?»</span></p>
<p class="MsoNormal" style="text-align: justify; text-indent: 14.2pt;"><span style="font-family: Arial;">«Двумя словами тут не отделаешься,— помню, отвечала Елена Анатольевна.— Вначале давайте уточним само понятие «эмоциональная память». Мозг человека не фотоаппарат, бездумно фиксирующий все, что попадает в поле его зрения. «Снимки» нашей памяти очень субъективны, они как бы сняты под диктовку, и роль эмоций здесь не последняя. Можно долго классифицировать эмоции, но самое простое — разбить их на положительные и отрицательные. Ведь все люди независимо от своего возраста, пола, национальности и воспитания улыбкой выражают радость, слезами — горе...» «А теперь,— продолжала свой рассказ Громова,— экспериментальный факт. Если кошку или собаку подвергнуть во время еды болевому раздражению (обычно это слабый удар током), то она не подойдет к кормушке не только в этот день, но и через несколько недель... Грубо говоря, это и есть пример эмоциональной памяти. Эта память очень прочная. Ребенок, однажды обжегшийся на огне, запомнит этот опыт практически на всю жизнь...»</span></p>